До смерти Пророка надобности ни в каких «правоустанавливающих» (по современной терминологии) документах не было. Он сам вершил и судопроизводство, сам же и устанавливал законы.
Но первые же халифы столкнулись с трудностями – своего то авторитета не хватало и они поручили писцу, последние годы состоявшему при Мухаммеде свести воедино все записи его мыслей и высказываний. Что писец добросовестно и сделал (возраст писца, кстати, был всего 22 года). Так появилась «первая редакция» Корана.
Дальше больше. По прошествии примерно 30 лет после смерти Пророка примерно в 661 году к власти приходит ( насильственным путем) представитель рода Омайни — Муавийа ибн Абу Суфйан. С этого периода начинается разделение религиозной власти и власти светской.
Власти требовались обоснования своих действий, а Коран на тот момент давал ответы далеко не на все вопросы.
Выход был найден действительно в восточном духе. Обоснованием стали становиться воспоминания тех, кто знал Мухаммеда лично – что он говорил в аналогичном случае (или что мог сказать). Собирание таких воспоминаний – хадисов стало почти государственной задачей. Появились и сборщики таких воспоминаний – мухаддисы. Понятно, что подобный подход не мог обойтись без фальсификаций в пользу действующей власти, что собственно и происходило.
Постепенно к мухаддисам выработалось правило – если ты сам соблюдаешь хадисы о которых говоришь, то ты истинный мухаддис. А это означало аскетическую жизнь.
Таким образом изначально Коран стал и конституцией и судебной и законодательной властью и «домостроем» для его последователей. А в результате активной деятельности мухаддисов «редакций» Корана стало немало. Понадобились столетия, что бы привести Коран к сегодняшнему виду.
Таким образом, Коран изначально даже не планировался Пророком и целиком и полностью является результатом деятельности его последователей, которым нужен был «рычаг» для эффективного управления.
Вывод – как ни старались Пророки, остерегая своих последователей от «сотворения кумира» - именно это последователи в первую очередь и делали. И затем, прикрываясь именами Пророков, творили то, что считали нужным.
Спрашивается – выполнили ли свою миссию Пророки?